Администрация Харовского муниципального округа Вологодской области
Харовский муниципальный округ Вологодской области

Управление муниципальными финансами Харовского муниципального округа на 2023 – 2030 годы

Картинка.

Краткое описание программы

В соответствии с федеральным законодательством развитие муниципальной службы является приоритетным направлением государственной политики в сфере местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» развитие муниципальной службы обеспечивается, в том числе, и программами развития муниципальной службы в органах местного самоуправления.

Реализация мероприятий муниципальной программы округа «Управление муниципальными финансами Харовского муниципального округа на 2023-2030 годы» (далее – муниципальная программа) направлена на решение следующей задачи Стратегии социально-экономического развития Харовского муниципального округа на период до 2030 года:
повышение экономической самодостаточности бюджета округа;
обеспечение устойчивого роста доходной базы бюджета округа не ниже уровня инфляции за счет мероприятий по легализации налогооблагаемой базы, сокращению задолженности и привлечению инвестиций;
достижение соответствия расходных обязательств бюджета округа источникам их финансового обеспечения в долгосрочном периоде и повышение эффективности бюджетных расходов;
совершенствование системы контроля за использованием бюджетных ассигнований;
повышение эффективности реализации муниципальных программ округа, увеличение доли «программных» расходов;
сокращение объема просроченной кредиторской задолженности;
эффективное управление муниципальным долгом;
развитие системы муниципального внутреннего финансового контроля.
Бюджетная политика должна быть направлена на обеспечение устойчивости, рост сбалансированности бюджетной системы и возможности гибко реагировать на циклические колебания рынков.
Основные направления бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу - закрепление в качестве инструмента управления программного бюджета, внедрение принципов результативного управления, бюджетирования, ориентированного на результат, а также формирование бюджетных резервов.
Для обеспечения экономически обоснованного объема и структуры муниципального долга в среднесрочной перспективе необходимо  продолжить работу по сдерживанию дальнейшего роста муниципального долга округа при проведении умеренной кредитной политики.
Учитывая, что утвержденные постановлением Администрации Харовского муниципального округа  целевые показатели, характеризующие результаты  реализации стратегии социально-экономического развития  округа до 2030 года, не отражают все направления деятельности органов власти округа для решения указанной выше задачи, оценка влияния муниципальной программы на достижение целевых показателей (индикаторов) документов стратегического планирования округа не может быть проведена.  
В рамках реализации муниципальной программы планируется разработать  и утвердить долгосрочный бюджетный прогноз, основной целью которого является определение финансовых возможностей, условий и предпосылок для достижения ключевых целей и результатов муниципальной политики, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития округа, при обеспечении долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы округа и повышении эффективности бюджетных расходов. 

Эффективное управление общественными финансами является важным условием для повышения уровня и качества жизни населения Харовского округа, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы.
В рамках реализации  налоговой и бюджетной политики в Харовском округе и Программы эффективности бюджетных расходов были достигнуты следующие результаты:
1) утверждены  нормативные правовые акты округа и реализован комплекс мер в целях обеспечения устойчивости доходной базы бюджета округа;
2) расширено использование программно-целевого принципа формирования расходной части бюджета округа при составлении проекта бюджета округа;
3) продолжено реформирование системы финансового обеспечения оказания муниципальных услуг и переход к оказанию муниципальных услуг на основе муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг;
4) разработаны критерии принятия новых (увеличения действующих) расходных обязательств.
В условиях низких темпов роста доходной базы в связи ухудшением финансового состояния организаций на фоне развития кризисных процессов в экономике, в сфере управления муниципальными финансами остается ряд проблем, требующих решения. 
1. Абсолютное сокращение расходов ведет к ухудшению их структуры, что без оптимизационных мероприятий отрицательно влияет на качество оказываемых услуг и развитие бюджетной сферы.
2. Округ испытывает дефицит средств на исполнение «майских» Указов Президента Российской Федерации, что негативно сказывается на темпах социально-экономического развития.
3. Не в полном объеме созданы условия для мотивации органов местного самоуправления и подведомственных учреждений по повышению эффективности бюджетных расходов.
4. Неравномерность экономического развития на территории области приводит к глубокой дотационности большинства муниципальных образований области и не  стимулирует к их собственному развитию.
В этих условиях дальнейшее выстраивание бюджетной политики должно быть подчинено главной цели: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости  бюджетной системы. 
В среднесрочной перспективе направления бюджетной политики должны формироваться в соответствии с  Бюджетным посланием Президента Российской Федерации:
1. Эффективно работающий бюджет нельзя рассматривать вне состояния задач развития экономики округа. 
2. Необходимо программное управление бюджетом. В его основу должен лечь долгосрочный бюджетный прогноз, который будет отвечать задачам экономического развития округа и реальному состоянию муниципальных финансов. 
3. Долгосрочный бюджетный прогноз должен быть сориентирован на крайнюю ограниченность ресурсов в условиях дефицита бюджета округа и растущего муниципального долга округа. 
Стратегия социально-экономического развития округа на период до 2030 года определяет, что бюджетная политика округа должна быть направлена на обеспечение устойчивости, рост сбалансированности бюджетной системы и возможность гибко реагировать на циклические колебания рынков. 
Стратегия социально-экономического развития округа на период до 2030 года не может быть реализована без принятия следующих мер по совершенствованию бюджетного процесса:
- формирования долгосрочной и среднесрочной финансовой политики в округе укрепления доходной базы бюджета;
- повышения эффективности расходования бюджетных средств;
- сокращения доли непрограммной части бюджета, развитие программно-целевого планирования;
- повышения эффективности реализуемых муниципальных  программ округа;
- формирования четко выраженных принципов долговой политики на долгосрочную  перспективу,
- дальнейшего развития системы муниципального финансового контроля.

Приоритеты муниципальной политики в сфере  реализации муниципальной программы определены в следующих стратегических документах:
Основные направления бюджетной и налоговой политики, разрабатываемые в составе материалов к проектам  решений округа о бюджете округа на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с указанным документом сформированы  следующие приоритеты в реализации муниципальной программы:
достижение и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы округа с учетом необходимости безусловной реализации приоритетных направлений социально-экономического развития и достижения измеримых, общественно значимых результатов, установленных указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
снижение объема дефицита бюджета округа;
обеспечение равных условий для устойчивого исполнения расходных обязательств бюджета округа;
повышение ответственности всех участников бюджетного процесса за качество бюджетного планирования, целевое и эффективное использование бюджетных средств;
снижение темпов роста объема муниципального долга Харовского муниципального округа;
обеспечение внутреннего муниципального контроля и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
обеспечение открытости и прозрачности общественных финансов.

Целью  реализации мероприятий муниципальной программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Харовского округа.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
повышение экономической самодостаточности бюджета округа;
обеспечение устойчивого роста доходной базы бюджета округа не ниже уровня инфляции за счет мероприятий по легализации налогооблагаемой базы, сокращению задолженности и привлечению инвестиций;
достижение соответствия расходных обязательств бюджета округа источникам их финансового обеспечения в долгосрочном периоде и повышение эффективности бюджетных расходов;
совершенствование системы контроля за использованием бюджетных ассигнований;
повышение эффективности реализации муниципальных программ округа, увеличение доли «программных» расходов;
сокращение объема просроченной кредиторской задолженности;
эффективное управление муниципальным долгом;
развитие системы муниципального внутреннего финансового контроля.
Срок реализации муниципальной программы: 2023-2030 годы.

Сведения о целевых показателях (индикаторах) муниципальной программы, представлены в приложении 1 к муниципальной программе.
Сведения о порядке сбора информации и методике расчета значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы приведены в приложении 2 к муниципальной программе.
Реализация муниципальной программы позволит к 2030 году достичь следующих результатов: 
за  период с 2023 по 2030 годы планируется достижение следующих результатов:
исполнение бюджета округа по налоговым и неналоговым доходам не менее чем на 100%;
достижение роста  налоговых и неналоговых доходов бюджет Харовского округа к предыдущему году;
сохранение уровня исполнения  бюджета округа по расходной части (без учета расходов, осуществляемых за счет средств федерального, областного бюджета)  не менее 99 % ;
удержание доли просроченной кредиторской задолженности бюджета  к общему объему расходов на уровне 0,0 %;
удержание доли расходов на обслуживание муниципального долга на уровне не более 0,05 %;
удержание объема муниципального долга округа на уровне не более 50,0% к объему доходов бюджета округа за исключением безвозмездных поступлений и поступлений по дополнительным нормативам отчислений; 
ежегодное исполнение планов деятельности Финансовым управлением Администрации округа не менее  100 %;
увеличение доли устранённых нарушений в общем объёме нарушений, подлежащих устранению,  c 62,0 % в 2022 году до 70,0 % в 2030 году.

Программа включает в себя 4 подпрограммы, содержащих основные мероприятия, направленные на решение поставленных задач.

Предусмотренные в каждой из подпрограмм системы целей, задач и мероприятий в комплексе наиболее полным образом охватывают весь диапазон заданных приоритетных направлений муниципальной политики  в сфере реализации муниципальной программы и в максимальной степени будут способствовать достижению целей и конечных результатов настоящей муниципальной программы.
В рамках подпрограммы 1 «Обеспечение сбалансированности бюджета округа и повышение эффективности бюджетных расходов на 2023 - 2030 годы» планируется реализация следующих основных мероприятий:
- укрепление  доходной базы бюджета округа и оптимизация расходов в целях обеспечения исполнения бюджета округа,
- обеспечение бюджетного процесса в части исполнения бюджета округа в соответствии с бюджетным законодательством,
- формирование и публикация в открытых источниках информации о бюджетном процессе в округе. 
В рамках подпрограммы 2 «Поддержание устойчивого  исполнения бюджета округа и повышение качества  управления муниципальными финансами на 2023-2030 годы» планируется реализация следующих основных мероприятий:
- обеспечение выплаты заработной платы работникам муниципальных учреждений.
В рамках подпрограммы 3 «Управление муниципальным долгом  округа на 2023-2030 годы» планируется реализация следующего основного мероприятия:
обслуживание муниципального долга округа.
В рамках подпрограммы 4 «Обеспечение реализации муниципальной программы «Управление муниципальными финансами Харовского муниципального округа на 2023-2030 годы» планируется реализация следующего основного мероприятия:
- обеспечение деятельности Финансового управления Администрации округа, как ответственного исполнителя муниципальной программы, организация и осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств бюджета округа, а также материальных ценностей, находящихся в муниципальной собственности.

Подпрограммы программы «Управление муниципальными финансами Харовского муниципального округа на 2023 – 20230 годы»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie